Преодоление негативизма

Преодоление негативизма и развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников на логопедических занятиях.

Автор статьи — учитель-логопед ДОУ № 2 г. Дубна «Росинка» Ефимова Мария.

Дошкольный возраст – сравнительно короткий, но очень важный период жизни, в котором происходит формирования многих установок сопровождающих человека всю жизнь. В дошкольном возрасте закладываются психологические основы успешного обучения – любознательность, уверенность в себе, позитивная самооценка и положительное отношение к учебной деятельности.

Поэтому, роль логопеда, да и любого другого педагога в детском саду простирается далеко за пределы исправления речи, равно как и другой коррекционной или образовательной задачи.

В последнее время увеличилось количество детей, у которых отмечаются нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы: эмоционально-волевая незрелость, низкий уровень развития произвольной деятельности, поведенческие расстройства.

Обычно у детей без нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы  негативизм проявляется в процессе его развития и взросления, и чаще всего это поведение носит временный (ситуативный) характер. Психологи считают, что такое проявления негативизма — это нормальное явление в процессе развития личности.

В данной статье речь идет о тех случаях, когда негативизм стал носить постоянный характер (или проявляется очень часто), то есть налицо —  закрепление негативной черты в характере ребенка.

Причинами устойчивого  негативизма и других поведенческих проблем детей старшего дошкольного возраста, могут быть: неврологические проблемы (например,  СДВ (синдром дефицита внимания), СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), ММД (минимальная мозговая дисфункция)), деструктивный стиль воспитания в семье, следствием которого является нарушения эмоциональной-волевой сферы ребенка                (негативная самооценка, нарушение взаимоотношений взрослый – ребенок и т. д.);  педагогическая запущенность; неправильный подход педагогов в детском саду; болезненная фиксация на речевом или другом дефекте.

Следствием вышеперечисленных проблем является значительные трудности при обучении и  взаимодействии с такими детьми, постоянно возникающие конфликты между педагогами, ребенком и родителями. Непреодоленные проблемы эмоционально-волевой сферы к началу школьного обучения вызывают стойкую школьную дезадаптацию у детей с изначально средней (а возможно и высокой) обучаемостью, нормальным интеллектом.

Метод «закручивания гаек», бесконечные раздраженные замечания, нотации (к сожалению, часто встречающиеся со стороны родителей, да  и педагогов) с такими детьми  неэффективен — он не способствует формированию доверия к педагогу, позитивной самооценки, развитию познавательной деятельности, т. е. не  действует на причины нарушения поведения, скорее окончательно разрушает доверие и уважение  ребенка к взрослому.

Я считаю преодоление негативизма, развитие эмоциональной сферы ребенка, нормализацию отношений педагог – ребенок и, как следствие, снятие негативного отношения к учебной деятельности, развитие познавательного интереса и формирование произвольности важнейшей задачей любого педагога.

В результате психокоррекционных мероприятий, изменения подхода со стороны родителей и педагогов происходит нормализация эмоционально-волевой сферы ребенка, улучшается познавательная деятельность, развивается произвольность, исчезает негативизм. Эта работа требует немало сил, терпения, любви к детям, знания детской психологии и приемов, которые помогают направлять поведение ребенка.

 

Направления работы по нормализации эмоционально-волевой сферы ребенка (в дошкольном образовательном учреждении).

Работа будет успешной, а результаты  —  устойчивыми, если в ней будут участвовать все: родители, психолог, педагоги ДОУ.

 

Работа должна вестись в нескольких направлениях:

работа с ребенком –

психокоррекционные занятия с ребенком;

создание эмоционального контакта ребенка с педагогами, психологически комфортного климата на занятиях, в режимных моментах группы, применение приемов модификации поведения;

работа с родителями —

просветительская работа с родителями, пропаганда психологических знаний с целью налаживания конструктивного стиля воспитания в семье;

при необходимости осуществляется направление на консультацию к невропатологу или психиатру с целью назначения ребенку медикаментозного лечения;

работа с педагогами –

просветительская работа с педагогами, распространение психологических знаний, обучение методикам модификации поведения.

 

Т. Н.  Волковская  Г. Х. Юсупова:

«У персонала необходимо формировать позицию по отношению к детям и их семьям, базирующуюся на принципах гуманистической психологии.

Суть этой позиции заключатся в необходимости:

  • Поддерживать в ребенке достоинство и формировать позитивный образ «Я»;
  • Говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере ребенка;
  • Отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнивания ребенка с собой, а не с другими детьми;
  • Избегать навязывания вопреки желанию ребенка способа деятельности и поведения.
  • Отказаться от негативных оценочных суждений, «ярлыков», отрицательного программирования».

 

В рамках программы профилактики нарушений эмоционально-волевой сферы, пропаганды психологических знаний среди педагогов и родителей  в моем кабинете оформлен стенд (автор  Марина Монтессори):

 «Дети учатся жить у жизни».

  • Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
  • Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
  • Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым
  • Если ребенок растет, постоянно слыша упреки, у него формируется чувство вины.
  • Если ребенок растет в атмосфере терпимости, он учится принимать.
  • Если ребенка часто подбадривать, он учится верить в себя.
  • Если ребенка часто хвалят, он учится быть благодарным.
  • Если ребенка живет в честности, он учится быть справедливым.
  • Если ребенка живет в доверии к миру, он учится верить в людей.
  • Если ребенка живет в обстановке принятия, он находит любовь в этом мире.

 

Я  работаю на логопункте в ДОУ общеобразовательного типа. Контингент детей занимающихся на логопункте – дети с ФФНР, ФНР,     ОНР IV. Причины негативизма (как правило, поведенческого) и нарушения эмоционально-волевой сферы у этой категории детей чаще всего кроются в  неврологических проблемах (например ММД, синдром дефицита внимания,  гиперактивности), деструктивном стиле воспитания в семье, педагогических ошибках воспитателей. Выраженных нарушений в употреблении средств общения, болезненной фиксации на речевом дефекте, речевого негативизма  у  таких детей, как правило, нет.

1347852624_ogranichennie-vozmozhnostyКоррекционная работа с  такими  детей осложняется тем, что ребенок часто не выполняет инструкций логопеда, мешает на занятии другим детям. Уровень  развития познавательной деятельности и произвольность поведения также находятся значительно ниже возрастной нормы. Звуки с трудом ставятся и долго автоматизируются. С большим трудом и не всегда успешно выполняются другие коррекционные задачи. Часто не выполняются домашние задания, так как родители не могут организовать деятельность ребенка дома.

 Авторский опыт по преодолению негативизма на логопедических занятиях.

На основе рекомендаций известных педагогов и психологов,  собственного родительского опыта мною были выработаны некоторые приемы и правила, достаточно простые, но весьма эффективные, которые при системном использовании дают значительное улучшение микроклимата на занятиях, помогают создать конструктивные отношения с ребенком,  содействуют нормализации эмоционально-волевой сферы ребенка (в том числе преодолению негативизма), появляется возможность эффективного осуществления коррекционной работы.

Сначала ребенок, у которого наблюдается негативизм, посещает индивидуальные занятия, где проще установить с ребенком доверительные отношения, наладить эмоциональный контакт.

Приемы, помогающие созданию конструктивных отношений с ребенком, комфортной психологической атмосферы в ходе занятий.

  • Общаться с ребенком преимущественно «Я-сообщенииями, безличными предложениями».
  • Четко оговаривать правила, действующие на моих занятиях, объясняя их целесообразность.

У меня работают такие правила, которые я периодически напоминаю детям: мы друг друга уважаем, мы друг другу не мешаем, если нужно  — помогаем.

Например: «Если в кабинете  шум, я не слышу, как говорит ваш товарищ. Если вы перебиваете друг друга, я не могу понять, что вы хотите сказать. Такое поведение всем мешает».

Практика показывает, что в эмоционально комфортной ситуации дети легко принимают правила занятий и действительно стараются им следовать.

  • Исключить негативные оценки личности ребенка, его результатов на занятиях.

Даже если у ребенка в который раз не получается правильно выполнить задание, я говорю: «Сегодня  ошибок  намного меньше, чем в прошлый раз». Как правило, ребенок воспринимает это как похвалу.

Даже сделав замечание ребенку (например, если он пытается подсказать другому) можно донести до «нарушителя» свою позицию в  корректной форме и ободрить ребенка, испытывающего трудности, если сформулировать это так: «Он сам справится. Пока ему не нужна твоя помощь. Если понадобится —  ты поможешь».

  • Решительно пресекать насмешки или неуважительное отношение детей друг к другу (см. правила).

В таких случаях я озвучиваю эмоции  ребенка в этих случаях («Я думаю, Коле было очень обидно это услышать».)

  • Принимать эмоции ребенка и делится своими эмоциями

(«Меня расстраивает эта ситуация»).

  • Использовать конструктивные способы поощрения детей и поддержания дисциплины.

По словам Ю. Б. Гиппенрейтер принимать дисциплинарные  меры к «нарушителю правил» надо «от плюса к нулю», причем под «нулем» подразумевается нейтральный, ровный тон ваших отношений». В моем случае «плюсом» является получение ребенком наклейки по  окончании занятия.

Ребенок, получивший три замечания за занятие, наклейки не получает. При этом я напоминаю, какие именно из наших правил он нарушил. Как правило, детям не приходится делать три замечания.

  • Качественная подготовка к занятиям.

Огромное значение имеет правильный подбор материала для занятий в соответствии с возможностями ребенка, интересная его подача, смена видов деятельности, использование игровых моментов.

 

Бывают ситуации, когда звуки ставятся и первично      автоматизируются очень долго (особенно часто такая ситуация возникает у детей с дизартрией или короткой подъязычной связкой).В таких случаях необходимо достаточно длительное выполнение изначально малоинтересных ребенку упражнений артикуляционной гимнастики.  Ребенок быстро устает от однообразия выполняемых заданий.

Я использую простые приемы, заметно облегчающие этот процесс. Для детей с СДВ или СДВГ  постановка и первичная автоматизация  звуков без этих приемов не обходится.

«Плюсики».

За каждое правильно произнесенное слово (выполненное упражнение артикуляционной гимнастики) я ставлю плюс на листочке в клеточку.

Когда таких плюсов набирается, например, четыре строчки  (постепенно мы увеличиваем их количество), мы переходим к следующему заданию. Качество работы детей при использовании этого приема значительно улучшается, длительность работы также увеличивается.  Дети внимательно следят за тем, сколько строчек они «выполнили», сколько плюсиков еще осталось поставить. За неправильно произнесенный звук (упражнение артикуляционной гимнастики) плюсик не ставится.

Вместо плюсов можно использовать фасоль (ею наполняются маленькие мерные стаканчики; затем, по мере роста усидчивости, емкости «увеличиваются»).

  • Создание ситуации успеха на занятиях.

baby-familyВо многом это зависит от качественной подготовки педагога к занятию, правильного подбора материала.

Важно приучить ребенка выполнять задание внимательно и качественно. Лучше дать задание небольшое по объему, но добиться качественного выполнения,  затем обязательно похвалить (потом объем и количество заданий можно постепенно увеличивать, в соответствии с возросшими возможностями ребенка). Практически каждое занятие заканчивается похвалой ребенка, но не абстрактной («Ты молодец! Хороший мальчик!»),  а конкретной  — отмечая успехи ребенка на каждом занятии (всегда есть что отметить).  

  • Уметь договариваться с ребенком.

Иногда  я сразу ставлю перед ребенком все задачи занятия («Сегодня мы будем учиться различать звуки [С] и [Ш]. Вот твоя работа. Надо назвать все карточки из «Шипящей коробочки» (дидактическая игра для автоматизация звука [Ш]),  потом «собрать цветочки» («Соберем цветочки» — дидактическая игра на дифференциация звуков [С-Ш]) и посчитать предметы из «Волшебного мешочка» (игрушки, содержащие звуки [С-Ш] в названиях). Зная объем работы, дети работают сознательнее, развивается произвольная  деятельность. Если ребенок не согласен с «программой» (что случается редко), его мнение обсуждается, задания могут меняться (объем заданий, как правило, остается тем же). Самостоятельная работа ребенка с последующим контролем также формирует навыки самоорганизации и занимает большое место на этапе автоматизации, дифференциации звуков, формирования готовности к звуковому анализу.

  • Предоставлять ребенку выбор (из возможных вариантов). Например, дети часто выбирают сами рассказ (насыщенный автоматизируемыми звуками) который мы будем повторять и пересказывать.

В результате выполнения правил, использования этих приемов

на занятиях создается,  как правило, непривычная для ребенка ситуация, когда с ними сотрудничают, договариваются, принимают его эмоции. Ломается привычный стереотип сопротивления педагогу. Некоторым детям нужно время чтобы принять правила, привыкнуть  к ним, довериться  взрослому.

Педагог в данном случае создает конструктивные отношения с ребенком, с уважением относится его личности, что очень импонирует детям, формирует положительную самооценку. Таким образом,  на индивидуальных занятиях преодолевается негативизм. На фронтальных и подгрупповых занятиях мне помогают правила (см. выше).

На основе уважительного отношения и хорошего эмоционального контакта, ситуации принятия и успешности, создаваемой в процессе занятий можно решать воспитательные задачи, объясняя ребенку причины и следствия конструктивного и неконструктивного поведения.

Этот путь к настоящей внутренней дисциплине ребенка (которая рождается только из положительной самооценки и сознательного принятия правил) может быть более долгим и сложным, чем типичное «закручивание гаек», но, на мой взгляд,  это единственно верное направление. Меняется отношение ребенка к занятиям, начинает проявляется сознательный познавательный интерес, улучшается произвольная деятельность. Дети охотно ходят на занятия, часто сами спрашивают:  « —  А какая у меня сегодня работа?». Также постепенно происходит перенос с поощрительного стимулирования учебной деятельности (с помощью наклеек) на констатацию реальных успехов ребенка, который начинает радоваться своим достижениям и сам стремится «говорить правильно», активно работать на занятиях.

kidsС помощью вышеизложенных приемов можно добиться доверительных,  конструктивных отношений с ребенком, приемлемого поведения ребенка на занятиях, значительного развития эмоционально-волевой сферы, преодолеть негативизм. Но реальные, стойкие изменения личности возможны только при  эффективном воздействии на все причины таких проблем, в первую очередь,  на стиль общения с ребенком в семье.

 

С уважением,

учитель-логопед ДОУ № 2 г Дубна «Росинка» Ефимова Мария.


Андрей Николаевич Князев

+7 (916) 507-31-34

Анна Владленовна Князева

+7 (916) 549-47-80