12 месяцев – нормы детского развития 

1 месяц 
• время одного кормления от 30 мин до 1 ч,
• нормы сна: 18 ч. в сутки,
• эпизоды бодрствования – до 1 ч.,
• поворот ребенком головы при прикосновении к щеке,
• хватание за пальцы взрослого,
• подтягивание подбородка к груди при присаживании из положения «лежа на спине»,
• переворачивание головы с боку на бок в положении «на животе»,
• успокоение ребенка при перемене положения тела,
• успокоение ребенка при шипящих звуках,
• зрительная реакция на изменение освещения,
• сосредоточение взгляда на ярком предмете,
• сосредоточение взгляда на лице взрослого,
• реакция на голос взрослого,
• появление разнообразной вокализации,
• Появление «комплекса оживления».

2 месяц 
• время одного кормления от 20 до 30 мин.,
• нормы сна: в среднем, 17 ч. в сутки,
• эпизоды активного бодрствования – до 1,5 ч.,
• поворот головы на звук (погремушки, колокольчика),
• прислушивание к голосу взрослого,
• слежение взглядом за движущимся предметом,
• попытка сбросить с себя пеленку, лежащую на лице,
• удерживание головки при вертикальном положении корпуса,
• удержание головы в положении «лежа на животе»,
• поиск источника пищи в привычном для кормления положении,
• направление ребенком рук к предмету при прикосновении,
• к концу месяца – прикосновение к предмету,
• удерживание вложенной игрушки,
• интерес к игрушкам,
• поворот со спины на бок.

3 месяц 
• время одного кормления от 10 до 20 мин.,
• нормы сна: 16 ч. в сутки,
• эпизоды активного бодрствования – до 2 ч.,
• поиск невидимого ребенком источника звука,
• поднятие головы к источнику звука из положения «лежа на животе»,
• длительное разглядывание предметов,
• выделение «любимых» предметов, улыбка им,
• замирание при исчезновении предмета, поиск глазами исчезнувшего предмета,
• поворот со спины на живот,
• рассматривание предметов в положении «лежа на животе»,
• манипулирование подвешенными игрушками,
• гуление,
• привлечение к себе внимания взрослого движениями, звуками, улыбкой,
• поиск «пропавшего» взрослого,
• бурные проявления комплекса оживления.

4 месяц 
• время одного кормления от 10-15 мин.,
• нормы сна: 15 ч. в сутки,
• эпизоды активного бодрствования – до 2,5 ч.,
• поворот с живота на спину,
• ощупывание предметов,
• удержание игрушки, которою взрослый вкладывает в ручку ребенка,
• «комплекс оживления» при виде любимых игрушек,
• интерес ребенка к новым предметам,
• подъем на локтях – «поза сфинкса»,
• активное движение конечностями в положении «на животе»,
• попытка дотянуться рукой до предмета, в положении «на животе»,
• эмоциональная реакция на игру в «ку-ку»,
• негативная реакция ребенка на прекращение эмоционального контакта взрослого с ним.

5 месяц 
• время одного кормления от 10 мин.,
• нормы сна: 15 ч. в сутки,
• эпизоды активного бодрствования – до 2,5 ч.,
• протягивание рук к увиденному предмету,
• захватывание предмета при прикосновении к нему,
• удержание и разглядывание предметов,
• размахивание предметом,
• повторные «круговые» размахивания руками,
• интерес к своим рукам, ногам, волосам…,
• активное освобождение при накрывании лица ребенка платком,
• подъем на ладонях в положении «на животе»,
• попытка присаживаться в положении «на спине»,
• активное повторение переворотов со спины на живот и живота на спину,
• активная вокализация,
• поиск человека по его голосу.

6 месяц 
• нормы сна: 14 ч. в сутки,
• эпизоды активного бодрствования – до 3 ч.,
• появление интереса к взрослой пище,
• появление способности жевать,
• увеличение периодов самостоятельного бодрствования на полу,
• целенаправленное хватание предмета,
• проба предметов «на зуб»,
• перекладывание предмета из одной руки в другую,
• удержание отнимаемой игрушки,
• поднимание головы и плеч в положении «на спине»,
• умение сидеть,
• попытка садиться с поддержкой взрослого,
• попытка встать на четвереньки,
• подтягивание к удаленной игрушке в положении «на животе»,
• повороты вправо и влево в положении «на животе»,
• при поддержке – опора на ноги и переступание ногами,
• умение различать эмоции взрослых,
• различие знакомых и незнакомых людей,
• гуление.

7 месяц 
• нормы сна: 14 ч. в сутки,
• эпизоды активного бодрствования – до 3 ч.,
• интерес к разнообразной пище,
• потребность самостоятельно кушать, держа еду в руке,
• активная демонстрация желания и нежелания кушать,
• самостоятельное сидение,
• умение садиться,
• поворот к предмету в положении сидя,
• ползание,
• интерес к мелким предметам (бусы, пуговицы, крупы и т.д…)
• умение повторить «ладушки»,
• интерес к картинкам в книжках,
• тревожное внимание к чужим людям,
• гуление,
• попытки повторять звуки взрослых.

8 месяц 
• нормы сна: 14 ч. в сутки,
• эпизоды активного бодрствования – до 3,5 ч.,
• появление любимых и нелюбимых блюд,
• активное самостоятельное ползание,
• умение вставать с поддержкой,
• ходьба с опорой (в кровати, в манеже, вдоль дивана),
• появление танцевальных движений под знакомую музыку,
• поиск спрятанного предмета (накрывают его платком или закапывают в крупе),
• умение брать не только крупные, но и мелкие предметы,
• овладение жестами: «до свиданья», «дай», «на», «ладушки» и т.д..
• показывает части тела игрушки или взрослого,
• хохочет в ходе активных игр: подкидывание, прятки, бодание, борьба подушками…
• при игре в «ку-ку» ребенок уже прячется сам,
• лепет (повторяющие слоги).

9 месяц 
• нормы сна: 14 ч. в сутки,
• эпизоды активного бодрствования – до 4 ч.,
• интерес к предметам для еды: ложке, чашке и т.д.
• попытки имитировать действия взрослых за столом: подносит ложку ко рту…,
• освоение соотносимых действий с предметами: пирамидкой, кастрюлей и крышкой и др.
• целенаправленное использование ползания для освоения пространства,
• умение самостоятельно вставать,
• попытки стоять без опоры,
• повторение действий взрослого: стук шариками друг о друга, движения с флажком, элементы пальчиковых игр и т .д.,
• понимание слов: «дай», «на», «привет», «пока», «нос», «мяч», и т. д…

10 месяц 
• нормы сна: 13 ч. в сутки,
• эпизоды активного бодрствования – до 4 ч.,
• интерес к предметам для еды: ложке, чашке и т.д.
• умение держать в руках ложку, чашку, …,
• интерес к предметам, которые можно вынимать из емкости и вкладывать в нее,
• интерес к рамкам и вкладышам и доскам Сегена,
• умение вставать без опоры,
• наличие или попытки самостоятельной ходьбы,
• ползание с препятствиями (через валики, в тоннель, по наклонной плоскости вверх и вниз),
• интерес к шкафам и ящикам, попытки их открывать,
• интерес к сверстникам,
• понимание требований «можно», «нельзя»,
• активные попытки повторять движения за взрослым в ходе организованных занятий.

11 месяц 
• нормы сна: 13 ч. в сутки,
• эпизоды активного бодрствования – до 4,5 ч.,
• интерес к разнообразным видам пищи,
• более умелое использование предметов для еды,
• наличие многих функциональных действий с предметами: открывание, закрывание, вкладывание, вынимание, построение и т.д..
• появление простых ролевых действий: «варит кашу», «качает куклу», «чинит машину»…,
• исследование составных частей предметов,
• вспоминание о спрятанном взрослым предмете, поиск его,
• показывание собственных частей тела,
• показывает знакомые картинки в книжке,
• ходьба с предметом в руках,
• оказание помощи взрослому при одевании-раздевании.

12 месяцев
• нормы сна: 12 ч. в сутки,
• эпизоды активного бодрствования – до 5 ч.,
• полноценное участие в семейных трапезах (употребляет всю взрослую еду, кроме «вредностей»),
• самообслуживание во время еды,
• потребность манипулировать предметами и открывать их значение,
• интерес к развитию ролевых цепочек: «варить кашу», «качать куклу», «чинить машину»…,
• имитация действий взрослого: «говорит по телефону», «причесывается», «поет в микрофон» и т.д.,
• первые попытки называть предметы и действия: «ка» (каша, качать, палка, …), «ма» (мама), «дай», «бах», «ав-ав» т .д.,
• бег, умение залезать по шведской стенке вверх, умение ходить по гимнастической скамейке с поддержкой за руку, умение подниматься по лестнице в подъезде за руку, умение перешагивать через невысокое препятствие, умение висеть на кольцах, разнообразные танцевальные движения.

Клинический психолог, многодетная мама Анна Князева


Андрей Николаевич Князев

+7 (916) 507-31-34

Анна Владленовна Князева

+7 (916) 549-47-80