Гигиенические навыки

Малыш родился! За несколько первых месяцев родители осваиваются в вопросах ухода за крохой и их начинают волновать вопросы, связанные с развитием и воспитанием подрастающего малыша.

По поводу гигиенического воспитания в разной литературе можно встретить разноплановые рекомендации. Некоторые авторы советуют мамам нарабатывать чуткость и улавливать сигналы крохи сразу после его рождения. При таком внимательном отношении к потребностям малыша можно научиться обходиться без мокрых штанишек днем через 2-3 недели, а ночью – через 2-3 месяца. Другие авторы считают, что нет смысла пренебрегать такими явными плюсами цивилизации, как памперсы, которые позволяют маме экономить силы и время и делают ее материнство менее обременительным, а гигиеническим навыкам можно будет легко научить карапуза в более сознательном возрасте. Бывают и более радикальные мнения, например, в американской культуре нередко держат детей в памперсах  до 5-6 лет, считая вредным для их развития «слишком раннее» умение контролировать сфинктеры.

Методы обучения гигиене тоже очень отличаются и варьируются в широких пределах, начиная от натаскивания малыша на выработку необходимого навыка и кончая взыванием к сознательному соблюдению культурных норм.

Какой же точки зрения стоит придерживаться начинающим родителям? Рассмотрим этот вопрос с учетом возрастных особенностей ребенка.

 В возрасте от 0 до 1 года не имеет особого смысла уделять пристальное внимание гигиеническому воспитанию ребенка, т.к. возможность сознательного отношения к этому процессу у ребенка еще отсутствует.

Но есть некоторые шаги, которые мама (или др. члены семьи) могут осуществлять в этот период.

— Например, мама может научиться чувствовать время и знаки, которые подает ребенок перед тем, как что-либо сделать. Такое умение наделяет маму  чуткостью, которая может пригодиться не только в сфере гигиены, но и, например, в отношении наблюдения за здоровьем крохи.

98793ca87799Можно эпизодически держать ребенка над горшком (ванной, тазиком и пр.), сопровождая это определенными звуками или словами, чтобы  ребенок быстрее усвоил понятия «туалет», «горшок», «пописать», «покакать» и т.д. Обычно это удается мамам достаточно быстро, что, кстати, очень повышает материнское самоуважение. Усвоенные к возрасту освоения ребенком речи понятия очень пригодятся и родителям и малышу, т.к. ребенку после года сложно понять, чего от него вдруг захотели родители, произнося слова, которые он слышит первый раз в жизни, и значение которых он еще не понимает.

— Важным принципом является ненасильственность подобных процедур. Ни в коем случае не надо заставлять ребенка сидеть на горшке до тех пор, пока он не сходит в туалет.

— Но, к тому времени, как малыш начинает ходить, нужно, чтобы горшок появился в поле зрения ребенка. Он должен стоять в доступном месте, причем, всегда в одном и том же.

— Очень желательно правильное отношение матери к выделительным функциям ребенка и их содержимому. Стоит избегать демонстрации брезгливого  отношения к выделениям и порицания ребенка. Но, т.к. формируется определенный поведенческий навык, то некоторые элементы подкрепления в удачных ситуациях сыграют хорошую роль. Т.е., когда ребенок сделал что-то в неположенном месте – мама без особых эмоций объясняет ребенку предназначение горшка, а если вдруг получилось –  спокойно радуется вместе с ним.

Ни в коем случае не надо «устраивать концерты» перед сидящим на горшке ребенком, и кормить его в качестве ублажения или награды.

Любая яркая аффективная реакция взрослых (как отрицательная, так и положительная) сделает событие из этого процесса, что может не самым положительным образом отразиться и на функционировании его выделительных систем, и на формировании характера.

— Для осознания ребенком неприятности мокрых штанов (или попадания в лужу, и не только в нее), к моменту ползания лучше, по возможности, в период бодрствования  ребенка обходиться без памперсов.

Кстати, надо иметь в виду, что отлаженная система держания ребенка над тазиком (если этим занимались) к моменту ползания нередко разваливается. Малыш с восторгом пользуется средством перемещения в пространстве, дающим ему новые возможности, забывая подавать маме необходимые сигналы. Да и сама мама в меньшей степени наблюдает  за ребенком, и, пользуясь его самостоятельностью, занимается своими делами.

 

 В возрасте от 1 до 2 лет ребенок, как правило, легко осваивает все навыки гигиены.

na_gorshke— На этом этапе хороший эффект дает введение умения вытирать за собой лужи. Для этого должна быть тряпка и место, где малыш всегда может ее найти. Ребенок на собственном опыте начинает понимать неприятность этих луж, когда он наступает в них и может намочить ноги или поскользнуться. Не надо лишать возможности ребенка учиться на собственном опыте. После нескольких таких неприятностей советы сесть на горшок будут восприниматься малышом серьезнее. Примерно, это выглядит так: ребенок написал, намочил штанишки и носки. Мама переодевает ребенка, сообщая ему: «видишь, как неприятно ходить мокрым. Давай возьмем тряпку и вытрем лужу (вместе)». Затем мама показывает горшок, объясняет его предназначение и на несколько секунд высаживает его.

— Как раз на этом этапе маме может пригодиться умение предвидеть ситуацию для напоминания  ребенку.

— Когда малыш уже достаточно освоился с понятиями (по этой теме) и может выражать вполне определенно свои эмоции и желания (в любой области), можно чуть более настойчиво напоминать ему о горшке.  Дети безошибочно осваивают эту технику, в среднем, в возрасте 1,5 лет (девочки — чуть раньше, мальчики – чуть позже).

— Важным принципом для родителей в этот период является умение «отложить на время» свои требования, если у малыша что-то не получается. Скорее всего, он еще недостаточно готов. Тогда следует вернуться к этому позже (например, через месяц).

— Распространенной ошибкой является ориентация требований родителей к гигиеническим навыкам ребенка на «рекорды» других детей. Здесь (как, в общем, и во многих других ситуациях) следует применять гибкий индивидуальный подход.

— Как правило, в 1,5 года здорового ребенка уже следует начинать отучать от памперсов (днем во время бодрствования), иначе можно пропустить важный период, когда формируется способность произвольного контроля сфинктеров.

kak-myi-priuchaem-rebenka-k-gorshkuЦепочка реакций сформированного гигиенического поведения выглядит следующим образом: состояние готовности к выделению организма (позыв) – ощущение этого позыва ребенком – произвольная задержка выделительной функции – путь на горшок  — умение снять одежду, если ребенок ходит дома одетый (кстати, голенький ребенок может раньше научиться бегать на горшок, так, как умение раздеваться и одеваться сложнее и дольше требует помощи взрослого) – усаживание на горшок правильно – расслабление удерживающих мышц – опорожнение – приведение себя в порядок (вытереть попу или позвать кого-нибудь, одеться, убрать лужу, если промахнулся).

— Очень важным принципом является зависимость гигиенического воспитания  от культурной и социальной ситуации развития ребенка. Так, например, постоянно находящаяся рядом мать может обходиться без мокрых пеленок уже через  3-и месяца, при этом не происходит никакого насилия над ребенком и чрезмерного акцентирования на этом вопросе (есть такие примеры в практике). В ситуациях, когда в доме нет возможности убрать ковры и ковровые покрытия, ребенок, как правило, ходит в памперсах чуть дольше, а время окончательного освоения горшка отодвигается к возрасту, когда ребенок в состоянии сам раздеться и одеться.

— Как правило, после 2-х лет родители забывают о существовании каких-либо проблем с чистотой. Остаются только ночные неприятности, с которыми нужно еще немного повозиться лет до 3-х. Наблюдается определенная закономерность между ночной едой, длительностью пребывания в памперсах и ночными мочеиспусканиями (не рассматриваем мед. причины), но это уже отдельная тема….


Андрей Николаевич Князев

+7 (916) 507-31-34

Анна Владленовна Князева

+7 (916) 549-47-80