Главные составляющие готовности ребенка к школе

Автор статьи — клинический психолог Ксения Казанская

c9fa6f75fb1ca3f7bb9d7abb3c6b5562.jpgЧто значит психологическая готовность к школе? Это определенные достижения в развитии ребенка, которые обеспечат ему возможность успешного и эмоционально комфортного обучения в школе. Это определенный уровень психического развития. Готовность – сложное образование, а не сумма умений и навыков. Что же это за достижения?

Как известно, во всем многообразии человеческой деятельности условно можно выделить операционно-техническую и мотивационно-смысловую сферы. В простом понимании готовность к школе – это набор определённых знаний и умений ребенка: правильная артикуляция, умение делить слово на слоги, счет,  чтение стихов по памяти… Однако, все эти умения лишь операционально-техническая сторона готовности. Куда более важной при поступлении в школу оказывается готовность ребенка мотивационно-личностная. Именно такая готовность и обеспечит ему успешное вхождение в школу как в новое социальное пространство и усвоение новых знаний и способов действия, даже если начальный уровень его технических возможностей был невысок. Что это значит? А то, что у мотивированного и сориентированного в смыслах человеческой деятельности ребенка, не умеющего считать и писать, шансов стать хорошим учеником и легко освоиться в школе больше, чем у интеллектуально «переразвитого», но социально незрелого.

Здесь стоит отметить, что мотивационная готовность к школе обеспечивает не только мягкое вхождение в школьную жизнь, но и продуктивное сотрудничество ребенка со школой на протяжении всего периода обучения.

В переходный период между дошкольным и младшим школьным возрастом (с 6 до 7 лет) закладываются очень важные качества и умения личности, которые важны и нужны человеку не только для обучения в начальных классах, но и на протяжении всей жизни. Упустив возможности этого периода, ребенок и его родители могут слышать и видеть последствия этих упущений и в младших классах, и в средней школе, и в институте, и даже на работе. Какие же это качества? Что за компоненты развития? Чем определяется тот необходимый для поступления в школу уровень развития и что так значимо для всей дальней жизни будущего ученика?

OLYMPUS DIGITAL CAMERAОсновными достижениями психического развития ребенка в дошкольном (3-6 лет) возрасте, необходимыми для успешного поступления в школу, являются мотивационная готовность и произвольность ребенка. Другие психологические новообразования и критерии готовности мы будем обсуждать отдельно. А сейчас – о самом главном.

Мотивационная готовность к обучению в школе – первейшая необходимость для старших дошкольников, залог их успешной школьной адаптации и освоение учения. Вообще, мотивационная готовность к любой новой деятельности  — залог успешности ее освоения.

Конечно, самое главное в мотивационной готовности – желание самого ребенка начать учиться, во чтобы то ни стало, любым способом и в любых обстоятельствах, и в частности, -поступить в школу, поскольку таким образом реализовать свое желание  учиться легче всего. Другое желание ребенка, свидетельствующее о его мотивационной готовности, — это  его желание стать взрослее и ради этого изменить свое отношение к действительности, пожертвовать детскими занятиями и дошкольной «легкостью бытия». Желание стать взрослее знаменует собой социальную готовность ребенка к поступлению в школу. Социальная зрелость на данном этапе развития характеризуется прежде всего желанием ребенка  занять новое место в системе социальных отношений (занять новую позицию по отношению к обществу) , т.е. стать учеником и заниматься серьезной и уважаемой деятельностью учения, а не какой-то там игрой без результата и общественных обязательств. Поэтому ребенок, поступающий в школу, должен быть готов не только к усвоению новых знаний, но и к новому образу жизни: к новым отношениям с людьми и к своей деятельности. Т.е. нормативно ребенок, готовый к школе, хочет учиться и узнавать новое, а не играть в учение, пользоваться красивыми принадлежностями, общаться с учителем и одноклассниками в обстановке урока и проч. И ради этого готов изменить свое поведения, ответственно и самостоятельно выполнять необходимые задания, подчинить весь ход своей жизни новым правилам и обстоятельствам, а так же критично и дифференцированно оценивать свои собственные результаты в учении  и любой другой деятельности.

kidsЧто стоит за зрелой социальной и мотивационной готовностью? Возможность действовать согласно ранее принятому решению  и подчинять свое поведение намерению,  высказанному себе или другому. Умение действовать согласно намерению, согласно данному слову или договоренности с другими людьми и самим собой порождает важнейшее качество личности – произвольность.

Произвольность это умение подчинять себя правилам. Произвольность является закономерным следствием мотивационной готовности и зрелой социальной позиции ребенка в конце дошкольного периода развития. Произвольность обеспечивает ребенку возможность освоения нового социального пространства и принятия роли ученика. Ребенок перестает быть малышом, он становится полноценным членом общества, берет на себя общественно-значимую социальную функцию – освоение исторически возникшего багажа знаний. В школе происходит освоение ребенком общественных, «взрослых» функций и ролей. Произвольность является абсолютно (!) необходимым условием обучения в начальной школе. Она обеспечивает возможность стать взрослым и нести ответственность за свою деятельность, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни. Умение подчиняться требованиям школы и учителей зачастую является главным залогом успешности ребенка в школе, а шире – глубоко освоения школьной действительности, и вообще продуктивной деятельности в любой сфере.

Logoped-rabotaИтак, мотивационная готовность, включающая социальную зрелость и желание учиться, и произвольность – столпы, на которых зиждется школьная успешность будущего первоклассника. Первое, что необходимо выяснить родителям будущего школьника, – как обстоят дела их ребенка в этих сферах. Как узнать, достиг ли ребенок необходимого уровня развития? Можно поговорить с психологом и педагогами в детском саду. Спросить самого ребенка, хочет ли он пойти в школу и почему, что собирается там делать. Но лучший способ определиться с готовностью к школе – индивидуальное обследование у психолога, причем желательно дважды в переходный период. Например, в начале учебного года, предшествующего предполагаемому году поступления в школу, и спустя 6 месяцев. Таким образом, можно будет увидеть процесс формирования важных качеств личности в динамике, а это в свою очередь даст возможности более точного прогноза.

Откуда берется этот необходимый для успешного обучения в школе уровень развития личности ребенка? Можно ли как-то ускорить этот процесс или упустить его? Ускорить вряд ли возможно, а вот задержать вполне можно. Дело в том, что для каждого возраста существует своя исторически возникшая деятельность, внутри которой и вызревают характерные для этого возраста личностные качества. Для дошкольного возраста такой деятельностью является прежде всего сюжетно-ролевая игра, и в меньшей степени, другие виды игры, а также продуктивная деятельность (лепка, рисование, моделирование). Поэтому исключая из области активности ребенка эти виды деятельности, мы провоцируем задержку в развитии необходимых для успешного школьного обучения психологических качеств и достижений.  Никакие навыки и знания технического характера, такие как умение виртуозно считать и писать, не помогут для успешного освоения школьной действительности.

 


Андрей Николаевич Князев

+7 (916) 507-31-34

Анна Владленовна Князева

+7 (916) 549-47-80