Готовимся к встрече с ребенком: игрушки своими руками

Залогом успешных родов, говорят врачи и психологи, во многом является физическая, психологическая и организационная готовность к родам будущих родителей. А одной из основных составляющих психологической готовности к родам является готовность к встрече родителя и малыша. Целенаправленно или интуитивно, многие родители нередко во время беременности «перепрыгивают» мысленно момент родов и формируют представления о том, как они будут общаться с малышом, носить на ручках, играть, закалять, гулять…. Это происходит потому, что взрослым, сознательно вступающим на путь родительства, хочется быть готовым не только выполнять необходимые родительские обязанности, но и хочется быть готовыми любить свое дитя! А для этого тоже требуется время — время настроить свое сердце и приобрести некоторые необходимые умения.

По этой причине, мы хотим именно во время беременности поговорить об игрушках для вашего малыша. Детские игрушки — это совсем не обязательная составляющая подготовки родителей к родам и периоду новорожденности. В первые недели жизни, малышу нужно не так много: заботливые прикосновения родительских рук, чуткое внимание к его потребностям, мамино молочко, спокойный сон. Время для игр и игрушек наступает чуть позже, ближе к месяцу, но….

Может быть нам самим неплохо было бы настроиться на «детскую волну» и пофантазировать на тему: «во что хотел бы поиграть наш малыш?», «что могло бы быть интересным для меня в таком возрасте?». И не торопитесь игрушки покупать. После рождения крохи, когда не будет много свободного времени для изготовления самодельной игрушки, вы всегда сможете что-то купить. А во время беременности как раз можно делать работу не торопясь, свободно вкладывая в нее свою фантазию и заботливое внимание к развитию ребенка.

Самодельная игрушка помогает создавать себя, как родителя. Окунаясь в мир собственного детства, родитель лучше проникает в мир своих детей. В процессе обдумывания и изготовления игрушки, происходит освоение родителем ее значения: привлекательности и «интересности» игрушки для ребенка, а также ее функциональности или полезности для развития малыша. Жизнь, конечно, внесет свои поправки, и, возможно, не все ваши изделия будут востребованы малышом, но зато вы вырастите, как игровой партнер своего ребенка, и ему никогда не будет с вами скучно.

Сосредотачивая свое внимание на игровом материале для ребенка, родители непроизвольно формируют свою родительскую ориентацию на детское развитие. Действительно, уход за ребенком и внимание к его здоровью — важные составляющие родительского труда, но для того, чтобы ребенок вырос достойным человеком этого недостаточно. Поэтому не столь очевидная, как забота о здоровье ребенка, развивающая функция родителей требует не меньших знаний и умений с их стороны.

Родительские вложения в тему «развитие» окупаются не только последующими успехами ребенка, но и приносят удовлетворение самим родителям: повышается креативность, а значит и родительская самооценка, роли мамы и папы становятся не «тяжкой ношей», а интересной увлекательной задачей.

С чего начать?

Ребенок в возрасте до 1 месяца начинает проявлять интерес, в большей степени, к осязательными и зрительными стимулами. Ближе к месяцу развивается слуховое сосредоточение. И весь период раннего развития (от 0 до 1г) ребенок осваивает и совершенствует свои двигательные умения. Поэтому игрушки для младенцев направлены на развитие сенсорных (связанных с восприятием) и моторных (связанных с двигательной активностью) способностей ребенка. Со временем, малыш сможет применить свои новые возможности на практике уже целенаправленно.

Можно сделать для малыша несколько игрушек для прикосновений:

Разноцветная метелка. Собирается метелка из узких разноцветных атласных ленточек. В качестве ручки можно использовать ручку от детской скакалки. Такой метелкой можно гладить малыша по ножкам, ручкам, лицу. Можно подвешивать ее над ребенком в качестве объекта для зрительного сосредоточения. Со временем, метелку можно вкладывать в руку малышу, и он будет с удовольствием махать ею, почти как профессионал чирлидинга. Аналогичным способом можно сделать метелку из полосок плотного шуршащего пакета (получится шуршащая метелка) или из разноцветных полосок флиса (получится нежная бархатная метелка).

Музыкальный браслет. Купите несколько разных по цвету и фактуре резинок для волос, надежно пришейте к ним крупные бусины (продаются в отделах «все для шитья»), так, чтобы они немного болтались и стучали друг о друга при движениях. Резинки можно одевать ребенку на запястье или ладонь (для стимуляции мелкой моторики), а также на ножку.

Загадочная гусеница. Сшейте из прозрачной ткани цилиндр (можно использовать органзу, мелкую сетку, плотные капроновые гольфы). Набейте одну часть цилиндра крупной фасолью и перетяните веревочкой или резинкой. Следующую часть набейте гречкой и тоже перетяните. Для других частей можно использовать горох, вату, порезанный на небольшие кусочки шуршащий пакет, косточки, желуди, каштаны и т.д. Получается длинная гусеница, каждая часть которой особенная на ощупь. Сверху в некоторых местах можно пришить на гусеницу интересные пуговицы и бусины.

Oсьминожка. Подобным же образом можно сделать осминожку, каждая лапка которого наполнена разнообразным материалом, а туловище еще и звучит (если положить в него коробочку из-под киндер-сюрприза с бубенчиком внутри).

Сенситивный коврик. На небольшое детское одеяльце пришейте в разных местах: яркие крупные бусины, пуговицы, разноцветные шнурки, липучки, кусочки меха, помпоны от шапок, резинки для волос. Такой коврик будет незаменимым местом игры для ребенка после 3-х месяцев.

Игрушки для зрительного сосредоточения сделать совсем просто:

Черно-белые рисунки. Маленькие детки лучше всего выделяют из общего фона контрастные цвета. А самым контрастным свойством обладает сочетание черного и белого цветов. Поэтому можно запастись к рождению крохи некоторым количеством плакатов размером с обычный альбомный лист, где в черно-белом исполнении будут нарисованы (напечатаны на принтере): горизонтальные и вертикальные узоры, спиральки, снежинки, забавные рожицы с разным характером и т.д.. Плакаты обычно ставятся или подвешиваются рядом с малышом на расстоянии 30-50 см от его глаз.

Воздушные шарики. Надо приобрести несколько воздушных шаров разного размера, формы, и цвета. Шары не надо сильно надувать, чтобы исключить риск того, что шарик лопнет и напугает малыша. Шары не стоит вешать сразу все вместе. Лучше использовать 1-2 шарика и периодически менять экспозицию. Если шарик закрепить и от него пустить к ребенку ленточку, то, случайно задевая ее малыш будит приводить шарик в движение. Со временем он научится делать это целенаправленно.

Хорошая идея — яркий зонтик. Зонтик можно раскрывать над малышом и к спицам подвешивать бумажные украшения (бантики, фонарики, колечки, гармошки).

Любимый объект созерцания новорожденного — это человеческое лицо. Конечно, лицо мамы, папы и близких любящих людей не заменят никакие игрушки. Но иногда, в качестве дополнительного занятия можно ставить рядом с малышом большие портреты (репродукции известных картин), иконы или фотографии. Желательно, чтобы лицо было большим и выделялось на остальном фоне. Через некоторое время вы сможете заметить. Что ребенок уже выучил всю вашу портретную галерею и даже имеет некоторые предпочтения.

Тарелка с ручкой. Нарисуйте (сделайте аппликацию) на бумажной одноразовой тарелке с одной стороны — веселую рожицу, а с другой — грустную. К тарелке приделайте ручку (можно из веточки от дерева) так, чтобы можно было быстро поворачивать тарелку. Вы заметите, что ребенку нравиться смотреть на игрушку, а через некоторое время он начнет с ней разговаривать.

Разноцветные платочки (полотенца, шарфы, куски тканей) часто привлекают внимание малыша. Стоит только позаботиться о том, как из закрепить в поле зрения ребенка.

Звучащие игрушки могут быть самостоятельными, а также сочетать в себе тактильное, визуальное и моторное значение:

Веселые носочки. Пришейте к детским носочкам бубенчики (можно купить в отделах для рыбаков). Такие носочки можно одевать на одну ножку, на обе сразу, а также на руки малышу.

Бубен. Скрепите степлером или сшейте между собой две одноразовые тарелки. Украсьте их с каждой стороны яркой аппликацией, а внутри заполните горохом. Такой бубен интересен для ребенка в руках взрослого, так как самостоятельно он пока не сможет его держать.

Подвеска в коляску. Проденьте сквозь несколько коробочек из-под киндер-сюрпризов толстую шляпную резинку. На концах резинки сделайте петли, чтобы ее можно было вешать в коляску. Содержимое коробочек наполните различными наполнителями (грох, фасоль, камушки, крупы, бубенчик), а с внешней стороны приклейте яркие бумажные наклейки. Некоторые коробочки можно обклеить двусторонним скотчем, а поверх скотча обмотать яркими толстыми нитками (акрил или х/б). Получилась горизонтальная подвеска. Чтоб ребенок мог самостоятельно извлечь из нее звуки, можно между коробочками привязать атласные ленточки, которые малыш будет задевать ручками или ножками.

Когда в доме есть старшие дети, вы можете привлечь их к изготовлению игрушек для младшего братика или сестрички. Этим вы не только настроите ребенка на роль старшего и подготовите его к встрече с новорожденным, но и поднимите уважение к себе в его глазах: «Мои мама и папа такие выдумщики!»

Папа может помочь идеями и руками в создании игрового пространства для крохи. Например, незаменимой вещью в доме, где живет грудничок, может стать переносное приспособление для закрепления игрового материала. Его можно изготовить в виде треноги или перекладины на раздвижных ножках, которые будут ставиться над ребенком.

Хорошая идея для совместного творчества папы и мамы — небольшая этажерка с занавесками. Этажерку (лучше всего в 3 этажа) можно сделать самостоятельно или купить готовую. Разноцветные занавески позволят придать этажерке вид кукольного театра или домика для игрушек, но это ваш малыш оценит позднее. А пока ребенок мал, за разноцветными занавесками трехэтажного домика может прятаться фонарик или ночник — в темной комнате этот таинственный объект может надолго сосредоточить внимание вашего крохи на себе. На занавеску можно накалывать булавками различные фигурки, тогда с помощью подсветки экспозиция будет напоминать театр теней. Одну грань этажерки можно закрыть разноцветной самоклеющейся бумагой, на другую повесить «дождик» для елки, третью грань закрыть непроницаемой черной бумагой, в которой прорезать небольшие отверстия-звезды….

В общем, фантазии нет предела. Наверняка у вас уже родились какие-то свои оригинальные идеи. Подобным творческим образом можно дорабатывать практически любую готовую детскую продукцию.

И еще! Когда родители вкладывают энергию в подобную подготовку к рождению малыша, они вдруг с удивлением обнаруживают, что былая тревога перед родами куда-то улетучилась, уверенность в себе возросла, а предвкушение радости от встречи с ребенком усилилось. И даже хочется уже скорее родить, чтобы прижать свою деточку к сердцу и вместе весело пойти по дороге под названьем «жизнь»!


Андрей Николаевич Князев

+7 (916) 507-31-34

Анна Владленовна Князева

+7 (916) 549-47-80