«Хожу, как не беременная»

Существует много различных делений периода беременности на подпериоды. Наверное, многие встречали описания, разбитые по лунным месяцам, календарным месяцам, неделям, триместрам и др. Медицинские описания содержат информацию об этапах развития анатомии и физиологии ребенка и изменениях, происходящих в организме матери. Психологические описания дают информацию о типах отношения женщины к беременности. Встречаются еще астрологические описания, которые делают попытку проследить влияние эмоционального состояния матери на развитие ребенка, опираясь на предположение о том, что каждый месяц внутриутробного развития закладываются те или иные психологические свойства личности.

Мы разделим беременность на три периода, которые совпадают с периодами развития функциональной системы мать-плод. Такое деление на периоды не случайно, т.к. опирается на физиологическую основу связи матери с ребенком. Функциональная система мать-плод имеет свои периоды развития, что создает необходимые физиологические предпосылки для перестройки психологического состояния матери.

OegaIUY0as4Первый (доплацентарный) период длится от зачатия примерно до 13 недели беременности. Основными вехами первого периода являются оплодотворение, имплантация и плацентация.

Оплодотворенная яйцеклетка двигается по маточной трубе 5-7 дней, после чего зародыш попадает в полость матки и внедряется в слизистую оболочку ее стенки. Этот процесс называют имплантацией. В организме женщины в это время начинается перестройка практически всех органов и систем, начиная с центральной нервной системы и кончая опорно-двигательным аппаратом. Изменяются все виды обмена веществ.  Жизнедеятельность материнского организма направляется на создание и обеспечение оптимальных условий для внутриутробного развития ребенка.

С 3-й по 13 неделю беременности длится  плацентация, т.е. формирование плаценты, которая, по завершении, обеспечивает функциональную связь матери и ребенка.

Психологический аспект этого периода состоит в том, что будущим родителям необходимо принять ребенка и постепенно освоиться  новыми для них ролями – ролями будущих отца и матери. Для матери наступает один из самых сложных периодов беременности – испытание на прочность взаимосвязи ее и развивающегося ребенка.

Организм будущей матери приспосабливается  во время беременности к ребенку. В это время, женщины, как правило,  становятся более чуткими к своему физическому состоянию. Изменения эмоционального фона, которые происходят под влиянием гормональной перестройки, подталкивают беременную женщину к изменению образа жизни и отношения к себе и окружающим. При адекватном переживании беременности у женщины не бывает сильных и длительных отрицательных эмоций. Будущая мама спокойно отмечает изменения, происходящие с ее телом, общим самочувствием и настроением. Изменения эти, в норме, достаточно заметны и имеют среднюю степень интенсивности. Значение эмоционального и физического самочувствия женщины в первый триместр состоит в ограничении контактов с вредной для развития ребенка средой. Состояния недомогания матери практически «не касаются» малыша, если она внимательна к своему состоянию и уверенно следует тому, что полезно для ребенка.

Проблема

Физиологические изменения происходят у всех женщины, а что происходит с психологией будущей матери? Оказывается, будучи беременной, не каждая женщина входит в психологическое состояние беременности. Например, некоторые женщины так и говорят: «хожу, как не беременная», «о беременности даже не вспоминаю», «вообще ничего не изменилось», «если бы живот не рос, и месячные не остановились, то и не заметила бы». Действительно, бывает, что женщины не только не чувствуют изменений в своем теле, но даже не думают о беременности и о ребенке, не меняется их эмоциональное состояние, образ жизни остается прежним.

Такое «небеременное» состояние в крайнем своем выражении проявляется, как атиофориогнозия (отрицание телесных проявлений беременности), иногда вплоть до самых родов. Этот феномен объясняется тем, что качество телесных ощущений беременной находится в прямой зависимости от эмоционального отношения женщины к ребенку, беременности и предстоящему материнству.

По наблюдением многих исследователей, в формировании привязанности матери и ребенка значительную роль играют телесные ощущения и эмоциональные переживания будущей матери. Более того, этот комплекс переживаний и ощущений является социально-ожидаемым для нормально-протекающей беременности.

Исследователи, чаще всего, связывают частичные или тотальные проявления атиофориогнозии с нежеланностью ребенка. Действительно, в случае незапланированной и нежеланной беременности, такое снижение чувствительности имеет место и связанно оно с нежеланием женщины «впускать» в свою телесную и эмоциональную сферу образ ребенка и развивать привязанность к нему. Но бывают и другие причины этого явления.

Например, этот феномен нередко возникает, как следствие несформированности представлений об отношении к беременности. Обычно, отношение к ребенку  у таких женщин перенесено исключительно в будущее время. Это проявляется в таких высказываниях, как: «когда он родиться, я буду его любить, заботиться о нем, заниматься с ним» и т.д. При этом, ребенок может быть зачат совершенно осознанно и быть желанен обоими родителями. Просто, у них не сформировано представление о том, что ребенок уже присутствует в их жизни и уже сейчас нуждается в родительской любви, а также отсутствуют средства выражения этой любви на этапе беременности. Т.е. из родительского внимания выпадает именно период беременности, который воспринимается ими, скорее как неизбежная физиологическая составляющая появления ребенка на свет и который можно использовать для подготовки к бытовой стороне жизни с ребенком, когда он появиться.

f4b6dca0e2911082f0eb6e1df1a0e11d_XLТакое «не совсем беременное» состояние также встречается у женщин, время и внимание которых поглощает какая-то иная деятельность. Этой иной деятельностью может быть профессия, требующая сильной эмоциональной отдачи и ответственности, например профессия учителя, врача, руководящего работника, бухгалтера и т.д. В эту категорию нередко попадают студенты и научные работники в периоды сессий, защиты дипломов и диссертаций. Элементы этого состояния могут проявляться у женщин, внимание которых всецело посвящено опеке близких родственников, ремонту квартиры и т.д.

Какие последствия может иметь такое состояние матери во время беременности?

Во-первых, период освоения состояния беременности может сместиться на более позднее время, что, в итоге, очень часто приводит к перенашиванию беременности и, соответственно, увеличивает риск медикаментозных вмешательств в родовой процесс (например, может потребоваться стимуляция, а иногда и кесарево сечение). Чаще всего это происходит таким образом. Женщина активно работает, находясь в таком «небеременном» состоянии, а затем выходит в декретный отпуск. И вот тут-то она попадает в состояние беременности: готовиться к родам, покупает приданное, устраивает уютное «гнездышко» для малыша в доме, балует себя достаточным количеством сна, прогулок и т.д. Ребенок наконец-то начинает испытывать больше положительных эмоций и поэтому не торопиться с выходом. Ведь, чтобы роды начались, у малыша должен возникнуть кризис внутриутробной жизни, а ему как раз только и становиться по-настоящему комфортно.

Во-вторых, отсутствие осознанной связи матери с ребенком во время беременности не дает женщине возможности своевременного выявления и устранения проблемы, как на этапе беременности, так и в родах. Например, женщины, у которых беременность в фокусе, быстро чувствуют, что «что-то не так». Тогда, при своевременной диагностике выявляются какие-то проблемы (неправильное предлежание, обвитие пуповиной, низкая плацентация, дисфункция плаценты и т.д.), и остается временная возможность что-либо изменить в лучшую сторону.

В–третьих, для развивающегося малыша подобное состояние мамы осложняет его связь с ней. До такой мамы сложно «достучаться», а значит, после родов, на налаживание взаимопонимания уйдет дополнительное время. Понимание после родов матерью сигналов новорожденного в такой ситуации затягивается, что удлиняет период новорожденности. Вследствие этого у младенца дольше не наступает комплекс оживления, а значит, эмоционально-непосредственное общение мамы и малыша начинается позднее и оказывается менее насыщенным положительными эмоциями.

Профилактика

33Самый действенный и простой способ профилактики подобных проблем – начать вести внутренние монологи с ребенком, просто комментируя про себя все, что с вами и вне вас происходит: «На улице идет дождик, поэтому гулять мы сегодня не пойдем, а займемся домашними делами», «Сейчас мама немного нервничает, потому что твой старший брат не очень хорошо себя ведет. Но ты не переживай, я все равно люблю вас обоих, а некоторые неприятности иногда случаются»….

Внутренние монологи являются прекрасным средством вписать ребенка в вашу жизнь уже сейчас. Такое общение с ребенком психологически дисциплинирует, помогает избежать лишних отрицательных эмоций и поделиться с ребенком положительными, развивает силу родительского чувства. А в трудной ситуации помогает, во-первых, не лишить ребенка своей эмоциональной поддержки, а во-вторых, не усугублять ситуацию страхами за то, как это отразиться на его внутриутробном развитии.

Со временем, внутренние монологи переходят в более глубокий план, перестают осознаваться, и проявляются в постоянном соотнесении своего образа жизни, мыслей и эмоций с тем, как это влияет на растущего малыша.

И самое главное, после появления шевелений, внутренние монологи неожиданно начинают переходить в диалоги с ребенком. Т.е. мама на поздних сроках беременности все более отчетливо ощущает обратную связь от ребенка. Это развивает понимание матерью предпочтений ребенка в еде, общении, способах нагрузки и отдыха матери. Она начинает ориентироваться в ритмах сна и бодрствования малыша, знает, что его возбуждает, а что успокаивает.

Второй (плацентарный) период длиться, в среднем, с12 по 36 неделю беременности.

Физиологический аспект этого периода заключается в том, что отлаживается постоянная связь матери и ребенка, которая происходит через работу фетоплацентарного и маточно-плацентарного комплексов. Они включают в себя: гемодинамическую систему мать-плацента-плод, обеспечивающую получение кислорода и питательных веществ, и эндокринную функциональную систему, ответственную за рост и развитие органов и систем организма ребенка. Физические и эмоциональные состояния матери в этот период являются стабильной внешней средой ребенка и усваиваются им в процессе внутриутробного развития.

IMG_8946Психологический аспект этого периода состоит в том, что будущая мама, «войдя» в состояние беременности, начинает «жить вместе с ребенком». Одним из важных показателей гармоничного проживания 2-го периода беременности является наличие деятельности, направленной на поддержку ребенка. Женщина особым образом планирует и организует свое время, вписывает в привычный ритм жизни новые действия, которые можно по праву назвать «родительскими», т.к. они направлены на заботу о малыше, о его гармоничном внутриутробном развитии, подготовке к предстоящим родам и послеродовому периоду. Примерами таких действий являются: изменение образа жизни в сторону большей экологичности, самообразование, посещение курсов для будущих родителей, введение специальной физической нагрузки, подготовка приданного для ребенка, пение мамы и многое другое. Женщина сознательно отбирает полезные и неполезные для растущего малыша мероприятия: книги, фильмы, способы проведения досуга, общение.

Во главе всей этой деятельности стоит высокая ценность ребенка в жизни семьи и внимание  матери к растущему в ней малышу – его здоровью, настроению, развитию.

Проблема

Непопадание в состояние беременности на предыдущем этапе здесь приводит к тому, что женщине с трудом удается вдохновить себя на специальную деятельность, свойственную этому этапу развития родительских качеств. В таком «не беременном» состоянии женщина либо продолжает вести «не беременный» образ жизни, либо наполняет этот деятельный период действиями «по необходимости», а не «для души».

Например, внимание родителей может быть сфокусировано на покупке приданного для ребенка и создании «гнезда»: ремонте в квартире, приобретении детской мебели, одежды, косметики и т.д. – т.е. на бытовой стороне взаимодействия с будущим ребенком. Озабоченная такой подготовкой к встрече с ребенком мама может лучше себя чувствовать, проводя часы в гипермаркетах, нежели гуляя по лесу «без дела».

Бывает, что родители, в основном, сосредоточенны на медицинских аспектах беременности. Но внимание к здоровью не заменяет, а лишь дополняет материнскую заботу о ребенке. Поэтому одного посещения врачей и своевременной сдачи анализов недостаточно для развития родительских качеств.

Женщина может сосредоточиться на роли добытчика, чтобы после родов семья не стеснялась в средствах. Это вызвано заботой о ребенке, но не имеет отношения к взаимодействию с ребенком «здесь и сейчас».

Список подобных деятельностей можно продолжить. Важно то, что любая деятельность матери полезна ребенку тогда, когда она наполняет мать положительными эмоциями, придает ей силу и уверенность в себе, развивает ее родительские качества.

В подобных случаях можно говорить о преобладании в родительском отношении такой составляющей, как «чувство долга». Но, при таком перевесе чувства долга, действия, направленные на ребенка, теряют эмоциональную окраску общения с ним и оказываются лишенными элементов материнского творчества. Высокая ценность ребенка в жизни семьи, понимание его потребностей на этапе беременности совсем иначе организуют техническую сторону заботы о ребенке.

Профилактика

x_d5ecadb5Давайте на минутку посмотрим на мир глазами новорожденного ребенка. Очевидно, что маленькому человечку еще не очень понятны сложные детали нашей потребности в комфорте – он научится ценить это позднее. Малышу, прежде всего, важен контакт с мамой, понимание матерью его потребностей и заботливое, наполненное положительными эмоциями, следование за этими потребностями. Поэтому подготовка к встрече с новорожденным тоже должна ориентироваться на развитие умения взаимодействовать с ним.

Например, женщина может заниматься обустройством дома и покупкой приданного, но, уже не нервничая из-за мелочей, а соизмеряясь со своим и ребенка самочувствием.

Беременная может выполнять медицинские рекомендации, воспринимая это, как  необходимую нагрузку для ребенка, которую надо пережить для того, чтобы мама лучше ориентировалась в своем и его состоянии.

Будущая мама может активно работать, но таким образом, что забота о растущем ребенке остается в фокусе ее внимания в первую очередь.

Одним из способов «вписать» беременность в текущий образ жизни является опять-таки ведение внутренних монологов или диалогов в ходе той деятельности, которая не направлена на ребенка. Например: «Малыш, не волнуйся, у меня сейчас будет непростой разговор с начальником и, может быть, я немного понервничаю. Но ты не переживай, я тебя очень люблю. Мы обязательно погуляем сегодня вечером». Такие диалоги полезно дополнять прикосновениями к животу, тогда вы, со временем, сможете получать ответные послания от ребенка.

Еще одним из способов гармоничного проживания второго этапа беременности является развитие так называемого беременного творчества – т.е. той деятельности, которой мать осознанно наполняет время ожидания ребенка с пользой для его развития. Материнское творчество во время беременности происходит как раз не потому, что «надо», а потому что «хочется». Происходит как бы материализация материнской любви.

Некоторые мамы с удовольствием занимаются пошивом детских игрушек. Конечно, игрушки можно и купить, но ведь сделанная своими руками игрушка требует от ее исполнителя желания, вдохновения, задумки и внимательной работы. Делая игрушку, мама представляет, как малыш будет играть с ней, а значит, у нее формируется образ будущего ребенка и представление о своей материнской роли рядом с ним.

Многие своими руками шьют, вышивают, вяжут детскую одежду или делают предметы детской утвари.

shvedskij-myachНапример, одна мама рассказывала, что мечтала о том, чтобы сделать малышу травяной матрасик в коляску. Для этого надо было: дождаться лета, собрать траву, высушить ее, сшить и простегать матрас. И ничего, что через месяц после рождения матрас «полетел» в помойку, потому что ребенок выдал аллергическую реакцию на траву. Главную свою роль матрас выполнил – мама, пока его делала, испытывала положительные эмоции по отношению к малышу и к себе в роли его матери. Кстати, мама совсем не расстроилась, а только посмеялась над таким забавным итогом своего беременного творчества.

Другой вариант родительской деятельности – деятельность, направленная на подготовку к родам родителей и внутриутробного ребенка. Как правило, такая деятельность связанна с определенной физической нагрузкой (растяжки, тренировки дыхания, релаксация, йога, танцы, баня, массаж, плавание…), а также с созданием представления у матери о том, что такое роды.

Беременность – замечательное время для подготовки не только к родам, но и к послеродовому периоду, т.е. к взаимодействию с ребенком. Знания о том, как ухаживать за ребенком, как понимать его потребности, какие периоды развития он проходит в младенчестве, и чем родители могут помочь крохе дают возможность родителям более уверенно идти в роды, быстрее интегрировать свои родовые переживания, легче осваивать бытовую сторону жизни с новорожденным и организовывать полноценное общение с малышом.

Когда родители (по их собственным ощущениям) мало делают для ребенка на этом этапе беременности, то к концу беременности у них нередко возрастает страх родов. Т.е. неорганизованное самими родителями развитие образов беременности, ребенка и родов, приводит к спонтанному формированию хаотичных представлений об этом, собранных, нередко, из некачественных источников (ТВ, рассказы подруг и родственников, форумы и др.).

Третий период длиться с 36 по 40 неделю или последние четыре недели перед родами.

Плацента на этом этапе беременности достигает своей зрелости, и дальнейшее ее развитие идет только по пути уменьшения интенсивности маточно-плацентарного кровообращения из-за процессов «старения» плаценты. Рост плаценты к концу беременности не успевает за ростом плода, что и вызывает физиологическую относительную плацентарную недостаточность, которая необходима для того, чтобы запустились предродовые процессы в организмах матери и ребенка.

Все о беременности и родах.Психологическое состояние будущей матери характеризуется на этом этапе усталостью от беременности. Такая усталость – нормальное и даже необходимое явление на этом этапе, и она совсем не обязательно обусловлена физическими недомоганиями женщины. Скорее, это выражение кризиса беременности, и созревание желания перехода в следующую стадию родительства. Женщины говорят о том, что «хочется уже маленького на руках подержать», «хочется его увидеть, покормить грудью». Снижается тревожность перед родами, возникает состояние: «все равно уже, как рожать, лишь бы родить, наконец».

Проблема

Запоздалое попадание в психологическое состояние беременности приводит к тому, что вовремя не возникает нужной усталости от беременности, и появляются предпосылки для перенашивания.

Профилактика

Снизить риск перенашивания беременности помогает создание искусственной ситуации, провоцирующей усталость от беременности. В древних повивальных традициях женщине при перенашивании провоцировали кризис, сажая ее на голод или недостаточное питание, а также, заставляя больше работать физически. В наше время, достаточно нагрузить себя дополнительной физической активностью, которая вызывала бы состояние некоторой физической усталости. Для этой цели лучше всего подходят дополнительные длительные прогулки или плавание.

Если второй период не был достаточно наполнен деятельностью подготовки к родам, ребенку и родительству, то на третьем этапе могут обостриться страхи перед родами и встречей с ребенком. Эти страхи могут не давать родам вовремя начаться, а также негативно влияют на течение родов, порождая цепочку «страх-напряжение-боль».

woman_giving_birthСамым действенным в этой ситуации является обсуждение со специалистом всех тревожащих женщину представлений о родах и уходе за ребенком. Главное здесь – максимально конкретизировать страхи и детально разобрать схему действий в случае возникновения каждой из возможных проблем.

 

В любом случае, столкновение с некоторыми из описанных выше проблем на этапе беременности говорит о хорошем прогнозе, т.к. создает большой временной задел для изменения ситуации до рождения малыша.

Хороших родов и  радостного материнства!

 

 


Андрей Николаевич Князев

+7 (916) 507-31-34

Анна Владленовна Князева

+7 (916) 549-47-80