Муж на родах – «за» и «против».

«Первым акушером был Адам, ибо он должен был помогать Еве при родах».

Platner

 

Участие мужчин в процессе родов своих жен и рождении своих детей – это новомодное веяние времени или возвращение в каменный век?  Чем вызвано отступление от долгоживущих традиций, постулирующих, что роды – дело исключительно интимно-женское. Чего хотят от партнерских (парных) родов мужчины и женщины и удовлетворяются ли они полученными результатами? Эти вопросы интересуют тех родителей, которые еще не  нашли для себя ответ на вопрос «кто будет на родах?».

Чтобы лучше разобраться в текущей современной ситуации, проделаем небольшой экскурс в историю.

Исследование культур диких племен и динамику их исторического развития в отношении к родам замечательно описывает в своем монументальном труде «Женщина в естествоведении и народоведении — антропологическое исследование» доктор Г.Плосс. В первобытных культурах племен Африки, Азии, Австралии, Америки в отношение к родам в обществе имело двойственную природу: с одной стороны все радовались появлению новорожденного, особенно, если это был мальчик, с другой стороны, все достаточно равнодушно относились к переживаниям и нагрузкам, испытываемым матерью в процессе родов. Нередко бытовали традиции, предписывающие женщине  покидать селение на время родов и возвращаться обратно уже с ребенком на руках. Во многих племенах женщина прерывала тяжелую физическую работу лишь на несколько часов, чтобы родить, а затем продолжала свой труд уже вместе с младенцем. Достаточно часто встречались и традиции публичных родов, где женщина рожала на виду у всей деревни, и присутствовали на ее родах все желающие, не зависимо от пола, возраста и состояния здоровья. При всем разнообразии отношений к родам общим было то, что помощь, при этом, женщине и ребенку практически не оказывалась.

Важным знаком общественного развития стало создание семей, состоящих из мужчины и женщины (иногда, нескольких женщин), и функция мужа и отца в семье стала более четко определяться обществом. Поскольку одной из основных семейных функций мужчины издревле была защита своей семьи (женщин, стариков, детей), то и его участие в процессе родов, во многом, определялось именно функцией защиты. Т.е. мужчина брал на себя заботу о создании безопасного и уютного места для родов (например, построение специальной родильной хижины),  обременял себя организацией доступности тепла и воды, мастерил специальные устройства для удобства роженицы на потугах (родильный стул, трапеция или канат над кроватью, емкость для купания младенца), нередко и сам принимал роды у жены. Участие мужа в родах, в основном, заключалось в наблюдении за женой на схватках, поддержке жены на потугах, принятии ребенка и перерезании пуповины. Управляла родами сама роженица, а муж выполнял ее просьбы и требования. По словам Плосс, «…мы должны считать немалым культурным успехом, если муж не покидает жены во время родов и оказывает ей посильное пособие».

С развитием акушерства и повивального искусства ведение родов все больше переходило в руки более сведущих в этих вопросах людей (имеющих опыт собственных родов родственниц, повитух, акушеров). Мужья, продолжая участвовать в родах, выполняли уже не основную, а вспомогательную роль. Например, до наших дней дошли давние традиции всевозможных поддержек роженицы, справиться с которыми женщинам- повитухам было бы просто физически нелегко. Наиболее популярные из них: поддержка роженицы подмышки сзади в положении стоя, или женщина обхватывает мужа за шею, лицом к нему в положении стоя, или женщина стоит на коленях, опершись грудью на колени мужа, или женщина сидит на слегка расставленных коленях мужа спиной к нему или лицом, обхватив его ногами за спину….

Удаление мужей от процесса родов стало происходить под влиянием нескольких обстоятельств. Одной из первых архаичных причин был страх мужчин перед таинственной женской природой и страх крови (который, кстати, не редкость и у современных мужчин), что заставляло их отгораживать себя от «темной» женской силы суеверными обрядами. Причиной более высокого культурного уровня стало развитие общественной стыдливости интимных моментов в жизни людей. Достаточно жесткое разделение функций мужчин и женщин в обществе также повлекло за собой разделение  и закрепление строго определенных функций в семье. И, конечно, передача акушерских полномочий специалистам, повлекло за собой снижение значимости «некомпетентной» помощи близких.

Действительно, достаточно большой исторический период отмечен отсутствием мужей на родах. Но физическое не присутствие не значит не участие. Мужчина (муж и отец) принимал посильное участие в организации комфортной для родов ситуации. Он готовил место для родов, искал помощника в родах и оплачивал его услуги, участвовал в приготовлении приданного для новорожденного. Достаточно часто мужчина сопереживал жене в процессе схваток, давая возможность ей эмоционально не быть одной. В православной традиции муж незадолго до родов брал на себя обязанность добровольного внепланового поста, и все время родов молился за благополучное их разрешение рядом с тем местом, где они происходили. Во многих, близких к современности, славянских повивальных традициях было принято в случае трудных родов позвать мужа, чтобы жена родоразрешалась у него на коленях. «Работа родовым стулом» нередко выпадала на долю  мужей. Но дело, пожалуй, не в «волшебстве» мужниных коленок, а в действенной силе глубокой эмоциональной сопричастности мужчины тому, что происходит с его женой и ребенком.

С перемещением места родов в стены роддомов связаны многие изменения в исторически-сложившихся перинатальных традициях. Одним из таких изменений стала невозможность участия в родах не только мужей, но и родственниц женского пола. Причем эта невозможность до недавнего времени была тотальной.

Какая же роль доставалась мужчине-мужу, мужчине-отцу, когда уже не требовалось ни организация родильного места, ни отправка жены к месту родов, ни помощь жене на схватках, ни встреча со своим ребенком, ни даже оплата труда акушера? В лучшем случае, мужчина убирал дом к приезду жены, нянчился со старшими детьми или нервничал рядом со стенами роддома. Или он «по-мужски» совершал обильные возлияния за хорошие роды – то ли для того, чтобы не нервничать (так как возможность реального сопереживания отсутствовала), то ли для того, чтобы хоть как-то поучаствовать. А иногда мужчина просто не знал о том, что происходит.

Сегодня все иначе. Современная перинатальная культура отличается, с одной стороны, многообразием возможностей, а с другой стороны, отсутствием четких критериев адекватного выбора. Современная пара нередко мечется между двумя полюсами, на одном из которых «совместные роды осложняют интимные отношения в паре», а на другом – «совместные роды цементируют отношения супругов и способствуют более раннему развитию в мужчине отцовских чувств».

Давайте сначала разберем причины, по которым мужчины и женщины хотят «рожать вместе».

Наиболее частые мотивы женщин:

«Не хочу быть в родах одна»  — за этой фразой стоит тревожная неуверенность в своих силах (эмоциональных и физических) перед предстоящим испытанием. Существует противоположная категория отношения женщин к собственной неуверенности, которая звучит как раз наоборот: «Лучше рожать одной, т.к. при муже я буду больше себя жалеть».

«Не доверяю врачам, хочу, чтобы муж регулировал взаимодействие с ними» — женщина нуждается в эмоционально корректном отношении к себе и боится ятрогений (неграмотного вмешательства в процесс родов специалистов), а также не уверена в своей способности самостоятельно управлять ситуацией.

—  «Хочу гарантированного принятия мужем на себя отцовской роли» — за этой фразой скрывается неуверенность в супруге, как в отце. Такое недоверие может иметь реальную почву, а может быть спровоцировано негативным предыдущим опытом женщины (уход отца из семьи, неудачный предыдущий брак).

«Хочу, чтобы все этапы родительства были нами пережиты вместе» — во главе иерархии основных ценностей жизни таких женщин стоит семья и воспитание детей, но, возможно, их идеальная модель семейных отношений еще не приобрела достаточную гибкость, чтобы быть устойчивой к внешним воздействиям.

«Хочу разделить с любимым человеком одно из самых главных событий в моей жизни» — женщина осознает значимость этого события не только с точки зрения появления на свет нового человека, но и с точки зрения тех изменений, которые происходят с ней самой. Роды являются мощным испытанием, которое меняет женщину, ее отношение к себе и миру, и женщина хочет, чтобы муж был сопричастен этим изменениям.

Наиболее частые мотивы мужчин:

«Мне, в общем-то, все равно, но жена очень хочет, чтобы я был на родах» — совершение над собой некоторого усилия для того, чтобы удовлетворить пожелание любимой женщины (жены, будущей матери) хороший повод для участия в родах. Но в этой ситуации мужчине надо быть предельно честным по отношению к самому себе. И, если чувства неуверенности, страха, тревоги по отношению к предстоящему своему участию в родах перевешивают желание помочь, то лучше прямо сказать об этом жене. Честный отказ, все-таки, лучше ложного усилия.

«Есть творческий интерес — интересно попробовать себя и в этой роли» — если этот «творческий интерес» согласуется с желанием жены и имеет, кроме любопытства, еще какие-либо мотивы, то почему бы не попробовать.

«Я привык держать под контролем то, что происходит в моей семье» — такая несколько жесткая мужская позиция хороша при условии обоюдного желания супругов и возможности реализации парных родов в реальности. Опять-таки, по отношению к жене в родах требуется не только контроль над ситуацией, но и проникновенное понимание ее состояния, а по отношению к специалистам контроль надо облекать в этически корректную форму, чтобы не мешать их работе.

«Я считаю, что, если жена нуждается во мне в трудную минуту, то я должен быть рядом» — такие мужчины не сопротивляются принятию дополнительной ответственности и вкладывают силы в поддержание своего статуса лидера в семье. Но для того чтобы реализовать реальную, а не формальную поддержку жены в родах полезно ориентироваться и в самом процессе родов и в средствах, которые могут пригодиться его жене в «трудную минуту».

«Именно так я вижу начало реализации себя в роли достойного отца» — образ идеального отцовства, на который внутренне ориентируется такой мужчина, включает его непосредственное участие в рождении своего ребенка и оказание помощи его матери в родах. Желание достойной реализации себя в отцовской роли вызывает безусловное уважение, а обоюдность такого желания — залог успешного его воплощения.

Самое важное, что надо понимать в любом случае – это то, что на родах главное — не присутствие, а участие!

Но более распространенной точкой зрения и среди женщин, и среди мужчин, и среди специалистов-медиков, по-прежнему является  взгляд на роды, как на дело интимно-женское.

Знаменитый французский акушер-гинеколог Мишель Оден – не очень большой сторонник присутствия на родах будущих пап. Он считает опасной тенденцию увеличения частоты присутствия мужчин при родах, и возведении этих исключительных случаев в общее правило, т.к. в большинстве случаев мужчины осложняют течение родов. Оден говорит, что мужчинам бывает трудно наблюдать, понять и принять инстинктивное поведение жен. Мужчины нередко стараются не дать женщинам потерять самоконтроль и рациональное отношение к происходящему, а также могут быть излишне заботливыми или властными.  Самая главная способность помощника в родах – умение вести себя так, чтобы роженица чувствовала себя естественно, легко и в безопасности. Лучше всего с этим справляются женщины, имеющие положительный опыт рождения собственных детей (доулы). Кроме этого, присутствие посторонних людей в послеродовый период, а иногда даже отец ребенка, могут отвлекать новоиспеченную мать от общения с новорожденным, что мешает установлению между ними тонкой интуитивной связи, которая становится залогом благополучного развития способности любить, считает М.Оден. Однако французский врач с пониманием относится к желанию совместного проживания родов у современных пар, объясняя это тем, что в чужой больничной обстановке поддержка близкого человека ускоряет процесс адаптации роженицы к новым условиям.

Все «минусы» присутствия мужей на родах, такие, как: излишняя забота, контроль, властность, а также — тревога, паника, ощущение ненужности, непонимание происходящего, формальное присутствие (в роли зрителя), любопытство – мешают в родах и самой роженице и специалистам.

Объемный международный опыт партнерских родов показывает, что будущим папам имеет смысл готовиться к родам не меньше чем их женам. Основными вехами такой подготовки для мужчин являются:

— повышение собственной компетентности по поводу женской физиологии и психологии на этапах беременности, родов и послеродового периода (что происходит с организмом женщины, что происходит с ее психикой, какие личностные изменения происходят в этот период);

— ориентировка в том, что происходит с ребенком на всех этих этапах;

— ориентировка в течении родов и различных вариантах развития родовой деятельности;

— понимание действий всех участников родов (ребенка, матери, отца, специалистов), на что и каким образом могут влиять родители, а что находится вне их возможностей;

— знакомство с уходом за младенцем и его воспитанием и понимание того, что роды – есть событие в цепочке жизненно важных событий, влияющих на жизнь и развитие ребенка и всей семьи;

— подготовка супругов к совместным родам подразумевает и совместное проживание беременности, в ходе которой возрастает взаимное доверие и сплочение семьи.

Кроме совместной подготовки, конечно, в первую очередь важно пожелание самой рожающей женщины. Для гармоничного протекания родов женщине важно настроиться на себя и ребенка, отпустить себя в естественное следование за своим телом   и эмоциями, чувствовать себя в безопасности, доверять людям, которые рядом с ней. Иногда, участие мужа как раз и создает женщине комфортную обстановку, но, бывает, и нарушает ее.

Наиболее популярными причинами, по которым пары не выбирают партнерские роды, являются:

«В основном, роды проходят без участия мужчин» — ориентировка супругов на преобладающее в обществе мнение, поддержка традиционных общественных взглядов.

«Каждому свое» — супруги придерживаются классических полоролевых функций: женское дело – хозяйство  и дети, мужское – заработок и карьера.

«Нет такой возможности» — нет желания (мотива) перестраивать сложившийся образ жизни супругов, в котором организация участия мужа в родах является проблематичной.

«Боимся ухудшений в интимной жизни» —  наиболее частая причина, на которой имеет смысл остановиться подробнее.

Основной причиной негативного влияния  совместных родов  на интимную жизнь супругов является обострение разнообразных бессознательных негативных переживаний мужчины, имеющих истоки в его глубоком детстве. Бессознательное присоединение к опыту собственного рождения, страх крови, страх людей в белых халатах, детское непонимание интимной близости родителей, детская брезгливость  по отношению к выделениям организма – все это может приподниматься из бессознательного опыта мужчины в процессе родов его жены и накладываться на восприятие текущего события. Фиксация подобных переживаний одновременно с восприятием образа любимой женщины действительно может в дальнейшем порождать некоторые проблемы в интимной жизни. Особенно остро это происходит в ситуациях, когда мужчина оказывается не важным участником процесса, без которого событие было бы неполным, а просто присутствующим на чужом спектакле зрителем. Оказывается один на один (поскольку все заняты делом) со своими чувствами ненужности, неуверенности и страха.

Но уже одно понимание этого процесса делает мужчину менее уязвимым в подобной ситуации по принципу «предупрежден, значит вооружен». А самое главное, от чего зависит благополучный для всех результат – этот тот мотив, та причина, по которой мужчина идет на роды. Чем более высоким и зовущим является этот мотив, тем меньше шансов для неприятностей.  Так, например, огромное количество акушеров-гинекологов мужчин не страдают проблемами в интимной жизни, т.к. их деятельность подчинена мотиву профессионального долга, любви к своей работе, ответственной радости помощи ближнему своим мастерством.

Для сомневающихся можно выделить еще несколько критериев, помогающих определить, когда мужчине лучше уйти. Критерии просты: если в процессе родов не проходят, а наоборот усиливаются неприятные эмоции, стоит, не загружаясь неловкостью за свое поведение, просто уйти на время, а может быть и до окончания родов.

Сами врачи рекомендуют большинству присутствующих на родах мужчин покидать место родов на время потуг и послеродовой обработки женщины. А вот проживание с женой самого долгого периода родов – схваток и разделение с ней радости рождения ребенка – очень даже приветствуются.

И, пожалуй, как и в любом деле, важно не только то, что ты делаешь, но и то, как ты это делаешь. А еще важно для чего?

И пусть Ваш выбор будет действительно Вашим!

Автор статьи (для журнала «Мой ребенок»2010): Анна Князева


Андрей Николаевич Князев

+7 (916) 507-31-34

Анна Владленовна Князева

+7 (916) 549-47-80