Обзор методов раннего развития

На сегодняшний день существует множество методик раннего развития. И, если родители 80-90-х вообще ничего не знали о методах и подходах к раннему развитию, то сегодня проблема состоит в том, как современным мамам и папам разобраться в обилии предложений. Лучше всего начинать с классики. Это методики, проверенные временем, которые используют до сих пор как специалисты, так и многие родители во всём мире.

Одной их лучших книг по развитию младенцев от 0 до 1 года является книга Мерелин Сигал «Ребенок играет от рождения до года». Это замечательное пособие для родителей на каждый месяц жизни крохи. Развитие происходит одновременно с уходом за малышом, и представляет собой набор простых действий, которые доступны абсолютно любому родителю. Подход Сигал замечательным образом создает и наполняет самое важное условие гармоничного развития ребенка от 0 до 1 года – эмоционально-непосредственное общение с близкими.

Замечательный педагог, семи-детный папа, Борис Павлович Никитин с его книгами «Мы и наши дети» и «Развивающие игры» не устаревает до сих пор. В этом году автору исполнится 100 лет. Здесь можно подчерпнуть уроки родительской мудрости, перенять находки в воспитании, найти принципы детского развития, поучиться конкретным методическим приемам, занятиям и играм. Рекомендую воспользоваться возможностью поучиться у талантливого педагога и любящего мудрого отца.

Во всем мире известна книга ГленаДомана «Гармоничное развитие ребенка», которая опирается, прежде всего, на возможности развития непроизвольного внимания и памяти детей раннего возраста. В полном объеме методика вызывает осторожное к себе отношение со стороны психологов, но элементы системы вполне могут быть использованы родителями для взаимодействия со своими детьми. Более простой, адаптированный к семейной жизни, вариант методики Домана получился у его последовательницы Сесиль Лупан.Она опробовала методику Домана на своих детях, добавила в нее личное материнское творчество и описала свой опыт в книге «Поверь в свое дитя».

Конечно, всем известная Марина Монтессори (почти в каждом городе существуют центры, работающие по ее методике) придет на помощь родителям детей от 1 до 3 лет в виде книги «Система М.Монтессори. Теория и практика». Самой главное деятельностью, в рамках которой наилучшим образом может состояться развитие ребенка от 1 до 3 лет – это предметно-орудийная деятельность. Система Монтессори удовлетворяет потребности детей этого возраста в исследовании разнообразных предметов и овладении действиями с ними. Монтессори-материалы увлекут любого шалуна. Но после 3 лет, здоровому ребенку эта система будет не очень полезна, т.к. она не содержит в себе условий для сюжетно-ролевой игры, которая просто необходима для гармоничного развития детей от 3 до 6 лет.

Популярной методикой обучения раннему чтению являются «Кубики Зайцева».  Игровой подход позволяет избежать урочной формы обучения ребенка и преподносить ему материал ненавязчиво. Именно в этом состоит прелесть этого подхода для родителей.

Могу рассказать про методики развития в раннем возрасте, которые используются в центре семейной культуры «Мы- семья!» в г. Дубна. Одной из методики является программа «Родничок»для детей от 0.5 до 2 лет, которая опирается на периодизацию детского развития Д. Б. Эльконина (ученика Л. С. Выготского, автора теории «ведущей деятельности»). Программа создает необходимые условия для становления самых важных социальных способностей и личностных отношений в определенный возрастной период. Поэтому, дети, занимающиеся регулярно по программе «Родничок» не опережают своих сверстников в развитии интеллекта (интеллектуальное развитие еще успеется), зато демонстрируют творческую и познавательную активность, доступную по возрасту самостоятельность, дружат с правилами, умеют взаимодействовать со сверстниками, любят и умеют учиться чему-либо новому и имеют хорошие отношения с родителями. Некоторое неудобство программы заключается в том, что она подразумевает занятия вместе с родителями, т.к. занятия проходят в форме совместной игровой деятельности.

Существуют множество и других подходов. Главное, на что полезно опираться родителям при выборе метода – это внимание к малышу, понимание его возрастных потребностей и возможностей, положительные эмоции и вдохновение от взаимодействия.

 


Андрей Николаевич Князев

+7 (916) 507-31-34

Анна Владленовна Князева

+7 (916) 549-47-80