Теория и практика грудного вскармливания, и не только…

 

Большинство женщин еще во время беременности ориентируются на то, что после рождения ребенка будут кормить его грудью, и тем не менее…

 

О преимуществах грудного вскармливания писали и пишут достаточно часто. Большинство женщин еще во время беременности ориентируются на то, что после рождения ребенка будут кормить его грудью, и тем не менее….

Для начала давайте определимся – что такое грудное вскармливание для матери и ребенка с психологической точки зрения?

OegaIUY0as4Начнем с беременности. В период беременности мать и ребенок имеют максимально тесный контакт. Мать не покидает ребенка ни на секунду. И даже, если ее мысли и чувства заняты чем-то другим (например, она пишет бухгалтерский отчет), ребенок «окутан» ее физической близостью. Ему неведомы такие проблемы, как чувство голода или страх одиночества. Он чувствует себя в безопасности, он не знает чего-либо другого.

Процесс родов является необходимым кризисом, который побуждает ребенка сделать переход из мира матки в наш большой мир. Представляете, сколько неожиданно нового «сваливается» на малыша после рождения! И одна из самых неприятных неожиданностей – это то, что мама теперь не всегда рядом. Она периодически куда-то исчезает. Ребенок не может разобраться, почему, когда он голоден или хочет спать, не происходит мгновенное удовлетворение, как это было раньше?

Касание материнского тела, сосание груди, расслабление в заботливых материнских руках возвращают ребенка к той первоначальной защищенности, которую он знал когда-то. В психоаналитической науке это называется «базовым доверием к миру», т.е. той основой, которая закладывается в раннем детстве, а позже побуждает нас открываться миру и с интересом исследовать его. Имея возможность такого частого телесного контакта с матерью, как грудное вскармливание, переход в самостоятельность (автономность) для ребенка становится мягким и безболезненным.

В этом, собственно говоря, и заключается основная роль кормления грудью. Повторим еще раз:

1. для физического тела ребенка – это мягкий переход к автономности систем своего организма (происходит заселение материнской микрофлоры, внедрение ее иммунных тел);

2. для психики ребенка это – плавный переход к самостоятельности, уроки общения.

Одной из самых частых психологических причин неудач с грудным вскармливанием является то, что  многие женщины предполагают, что контакт с ребенком после родов только начинается. Мать пытается сближаться с ребенком, тогда как  для него — это  уже  большая дистанция по сравнению с  его внутриутробной жизнью.

Все о ГВ

Все о ГВ

Если мама понимает, что ребенок это чувствует именно так, то задача для мамы меняется. Кормя грудью, не  надо, руководствуясь чувством материнского долга, пытаться создавать с ним контакт. Во время вашей беременности эта близость с ребенком уже состоялась!  Теперь вы спокойно и уверено провожаете его в самостоятельную (пока только на физическом уровне) жизнь. Это почти то же самое, что переводить ребенка за руку через опасную дорогу – родители делают это ровно столько, сколько достаточно для того, чтобы он научился делать это самостоятельно. В народе раньше говорили, что период вынашивания ребенка длиться девять месяцев в матке, и девять месяцев вне ее, т.е.  ребенка до девятимесячного возраста было принято много носить на руках и кормить грудью.

Отношение матери к грудному вскармливанию, как к возможности мягкого введения ребенка в этот мир, помогает преодолеть ей такие психологические проблемы, как

— жалость к себе (например, при трещинах сосков, маститах, недосыпаниях),

— чувство вины перед ребенком (например, при плохой прибавке веса или вздутии живота ребенка),

— повышенную тревожность и излишнюю опеку.

Если молодой маме не хватает оптимизма и уверенности в преодолении трудностей, то, скорее всего, ей просто не хватает знаний: о своей физиологии и психологии, об особенностях развития своего ребенка, об изменениях, происходящих в это время с семьей в целом.

Как же все-таки кормить грудью? Не вдаваясь в технические детали (которых на самом деле, множество), можно дать следующие общие рекомендации:

1_4— Поза матери должна быть такой, чтобы она могла расслабиться во время кормления – молоко будет течь лучше, у ребенка будет меньше болеть животик.

Состояние матери во время кормления должно быть похоже на засыпание – у напряженных в течение дня женщин дети нередко чаще едят по ночам, т.к. молоко у отдыхающей мамы вкуснее и сосать его легче.

Мысли о вечных неотложных делах, тревоги по поводу ребенка, совмещение кормления с просмотром телевизора тоже не продвинут качество кормления. Грудное вскармливание (особенно на ранних этапах) – это, прежде всего, общение друг с другом, и без некоторой тренировки здесь не обойтись. Можно любоваться ребенком. Можно думать о его будущем. Можно сконцентрироваться на своем дыхании или какой-либо приятной мелодии – этот прием хорошо помогает расслабиться, когда трудно сбросить напряжение.

Если  ребенок находится на искусственном вскармливании, то психологическая составляющая должна быть максимально приближена к кормлению грудью, т.е. надо держать ребенка на руках (чередуя правую и левую руки), прижимать его к себе и поддерживать с ним зрительный контакт. Режим кормлений в течение дня при  искусственном вскармливании должен быть гибким.

Теперь несколько слов о проблемах, с которыми сталкиваются многие женщины в процессе кормления грудью. Дело в том, что у одной и той же проблемы может быть много различных причин. Например, нарушение грудного вскармливания может быть обусловлено как физиологическими, так и психологическими моментами: вялым сосанием ребенка, наличием у него инфекции, узкими молочными протоками матери, неудобной для ребенка формой соска,  состоянием хронической усталости матери, неправильным распорядком дня,  конфликтами в семье, конфликтом ценностей матери («хочу заниматься ребенком, и  не хочу упускать возможность продвинуться на работе») и др. Поэтому самым грамотным советом во всех ситуациях будет совет обратиться к специалисту, например, к психологу или консультанту по грудному вскармливанию, который именно в каждом конкретном случае поможет разобраться в причинах неудач и подскажет выход.

Andrea_Solario_002Можно избежать ошибок, если начать готовиться к кормлению ребенка еще до родов, чтобы к моменту появления вашего крохи вы уже представляли свой желаемый вариант вскармливания и ориентировались в основных препятствиях, возникающих на этом пути.

А теперь, пример из практики. У одной молодой мамы родились двойняшки. Один из мальчиков был с «заячьей губой» и «волчьей пастью». Замечательный малыш, без каких-либо других проблем, был вынужден с самого младенчества лишиться грудного вскармливания, т.к. ему предстояла операция, после которой вообще нельзя было сосать. С 2-х недельного возраста родители были вынуждены кормить ребенка из специального пластикового рожка. Сначала ребенок пил сцеженное молоко, но достаточно быстро перешел на молочные смеси.

Вы спросите: что этот малыш лишен базового доверия? Это могло бы произойти, если бы мама не владела информацией об этом. Но ощущение безопасности можно создать и иначе. Малыша много (очень много) носили на руках (мама, папа, бабушки), кормили из рожка, прижимая к себе и поддерживая с ним зрительный контакт, делали с ним специальные упражнения  и массаж. Мальчику было непросто, т.к. ему никаким образом невозможно было удовлетворить свою потребность в сосании, а на перестройку требовалось время. Но любовь, внимание и забота залечивают все раны.

Сейчас этот ребенок — школьник.  Учится хорошо и развивается не хуже своего брата-близнеца. Мама не отстранилась от него и не впала в тревожную гиперопеку. Они пережили две операции, длительные занятия с логопедом, и всегда сохраняли оптимистичное отношение к трудностям.

Поэтому решение о кормлении вашего ребенка будет правильным, если оно  принято на основе развернутой ориентировки в ситуации и продиктовано любовью!


Андрей Николаевич Князев

+7 (916) 507-31-34

Анна Владленовна Князева

+7 (916) 549-47-80