Заикание и запинание

Доброго времени суток!
Хотелось у Вас проконсультироваться вот по какому вопросу.
У меня дети погодки (разница в 1,4 месяца). У старшего ребенка (сейчас 3,9 месяце) с мая месяца начало проресировать повторы слогов, заикание, а сейчас перешло в запинание (но не постоянное, а временное). Начал говорить к 1 году, предложения составлять к 2 годам, а в три года просто было рот не закрыть. В саду его характеризуют как спокойного ребенка, который в свободное время может найти себе занятие. Ни каких испугов явных не наблюдали. С июня месяца невролог прописал Фенибуд, через месяц логопед вообще попросила его вывести из садика и давать минимум информации (без телевизора и соблюдать режим, но и без этого мы в режиме, а телевизор смотрели только утром, пока в сад собирались, да вечером Сказку), в общем еще месяц прошел, потом прошли процедуру электросон. Вышли в садик, а изменений никаких. Теперь мы можем запинаться на простейших словах, сложновыговариваемые вылетают просто быстро. Помогите советом.

Здравствуйте, Тая!

Заикание это, чаще всего, невротический симптом. Но не всегда (бывает, например, речевое подражание). С невротическим симптомом борются комплексно. Эффект сильнее, если нет прямой работы с симптомом, а работа происходит опосредованно. Например, ребенок ходит в группу устного словесного творчества или поет (что часто — очень эффективно), или играет в любой интересный ему материал, с радостью общаясь при этом со взрослым. Чем более уверенным в себе, увлеченным, позитивным будет ребенок, тем быстрее он будет избавляться от невротических признаков. Занятия должны быть длительными и регулярными, а также обязательно (!) сопровождаться у ребенка положительными эмоциями.

Если заикание возникло, как реакция на психотравмирующую ситуацию, то нужно продумать игротерапию, повышающую стрессовоустойчивость ребенка.

Возможно, ребенку непросто даются отношения с младшим братом (или сестрой): он может нервничать, например: при необходимости делить игрушки, при распределении обязанностей, при выяснении конфликтов между детьми родителями (часто родители наказывают того, кто старше) и т.д.

Еще можно понаблюдать за такими деталями: чаще заикание возникает при автоматизированной речи или наоборот, когда ребенок думает когда говорит? Если при автоматизированной, то можно в момент заикания выводить ребенка на более сознательное воспроизведение слов («давай вместе скажем это слово медленно» или «давай это слово споем», петь слова можно весело — высоким голосом, низким, медленно, быстро, громко, тихо). Если наоборот, заикание чаще результат сознательной речи — можно увеличивать опыт речи без заикания с помощью наращивания автоматической речи — читать стихотворные сказки, говорить их наизусть, петь песни, учить стихи).

Хороший результат для повышения стрессовоустойчивости, а заодно и артикуляции дают регулярные смешные игры с голосом и ртом: кто громче крикнет (прошипит, гавкнет, промычит, прокукарекает и т.д.), проговорить стихотворения с крышками от бутылок во рту, перетягивать полотенце зубами, корчить рожи, кричать и петь в воду, дуть в в трубочку в мыльную воду, и др..

Терпения Вам и удачи!


Андрей Николаевич Князев

+7 (916) 507-31-34

Анна Владленовна Князева

+7 (916) 549-47-80