Запись вебинара «Родительская самооценка и ее последствия»

Вернуться к рубрике: Все о родителях

Стоимость записи: 700 рублей

Родителям приходится быть для ребенка источником и положительных и отрицательных переживаний. Конечно, маленький ребенок еще не может понимать всех мотивов родительских поступков, и нередко обижается на маму и папу за их «неправильное» поведение.  Родитель, получая эти «оценки» ребенка, как-то реагирует внутри себя на свой «хороший» и «плохой» облик, в результате чего формируется его родительская самооценка: «я — хороший родитель» или «я — плохой».

От самооценка родителя зависит очень многое, в частности, — стиль родительского воспитания.

На семинаре мы вместе определим, что такое завышенная, заниженная и адекватная родительская самооценка и как она влияет на процесс воспитания ребенка.

Полезная литература:

  1. Э.Фромм «Искусство любить»
  2. М.И.Лисина «Проблемы онтогенеза общения»
  3. И.Медведева, Т.Шишова «Книга для трудных родителей»
  4. А.Гармаев «Психопатический круг в семье»

Самооценка родителей формирует стиль родительского воспитания. А стиль воспитания является той питательной средой, в которой формируется характер.

Демократический стиль (в терминологии других авторов — «авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные дети сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и быстро покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные дети приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.

При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке, симбиоз) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за его поведением, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости ребенка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

Попустительский стиль (в терминологии других авторов — «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

Становясь более взрослыми, такие дети конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Неспособность семьи контролировать поведение ребенка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Хаотический стиль (амбивалентное, непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

Чтобы приобрести запись вебинара, нужно положить 700р на карту Сбербанк 4276 8402 4840 5993 затем написать на почту aaknyazevy@mail.ru  или личным сообщением в ВК и ФБ название вебинара и последние 4 цифры карты, с которой прошел платеж. Вебинар будет вам выслан в течение суток.

 

Вернуться к рубрике: Все о родителях


Андрей Николаевич Князев

+7 (916) 507-31-34

Анна Владленовна Князева

+7 (916) 549-47-80